О Крещенской воде

водаИзначально вода освящалась для совершения Таинства Крещения. Чин водоосвящения на праздник Богоявления базируется именно на крещальном водоосвящении. Возникает он в V–VI веке на христианском Востоке. Символически и по своим благодатным свойствам богоявленское освящение воды подобно водоосвящению при Крещении. Кстати, и называется крещальная вода так же, как и крещенская: Великая агиасма (по-русски «святыня»).

Митрополит Иларион (Алфеев) в одной из проповедей высказывает следующее предположение: «Освящение воды — не просто обряд. Хотя оно и не входит в число семи таинств, но как и в каждом таинстве, в нем происходит преображение материи, ибо обыкновенная вода, которую мы наливаем из крана, преображается и становится святой. Как и в каждом таинстве, здесь происходит встреча человека с Богом, а значит, его освящение и обновление.

Происходит нечто гораздо большее, чем то, что случалось с людьми, приходившими к Иоанну Крестителю. Приходя к Иоанну, люди принимали крещение покаяния и получали оставление грехов. А через приобщение к святой воде мы … соприкасаемся с Богом Живым».

О чудесных свойствах крещенской воды говорит уже Иоанн Златоуст в конце IV века. «Происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников», — учит антиохийский святитель.

И, кроме того, агиасма, согласно древним уставам, должна являться утешением для тех, кто не может причаститься по какой-либо причине.

Для чего нельзя использовать святую воду? Категорически недопустимо использование крещенской воды для гаданий, приворотов и прочих языческих и оккультных обрядов. Кстати, популярные в народе омовения изначально совершались именно теми, кто таким образом стремился омыться от греха чародейства, который, увы, многие совершали в Святки… Нельзя поддерживать связанные со святой водой суеверия (о том, что для большей благодати надо набрать воды из трех храмов, о том, что в Навечерие Богоявления вода более святая, чем в сам праздник, и наоборот). Нельзя грубо расталкивать братьев и сестёр, пришедших за водой в храм.

Часто приходится наблюдать неприятную картину: люди приходят в храм за водой с большим количеством огромных бутылок, только что не с ведрами. Как результат — столпотворение возле бочек и чаш, огромные очереди, раздражение друг на друга…

Подобно тому, как во всей Чаше пребывает весь Христос, и для Причащения Ему достаточно одной капли Крови и одной крошки Тела, также в одной капле крещенской воды содержится вся благодать явившего на Иордане Бога. Существует благочестивая традиция «правильного» разбавления агиасмы. Над емкостью с обычной водой читают или поют Крещенские песнопения (тропарь, кондак, величание) или любую известную молитву ко Господу. После этого вливают немного крещенской воды: крестообразно, с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

С тем, что святая вода довольно редко портится, не рискуют спорить даже многие атеисты. Воду освящает вовсе не материальная сила, а Сам Бог. Это одно из великого множества действий Его благодати: вода освящается и деревянными крестами, и в огромных водоемах.

А вот в водопроводных кранах вода святой не становится, потому что освящение происходит именно в церкви. Православие не знает чудес как фокусов, не практикует таковых. Как и сам Спаситель отказался совершать чудеса как фокусы перед царем Иродом. Поэтому важно посетить храм и взять именно той воды, которая освящена по чину.